Декоративное убранство
История городаХуд. ЛитьеОбъявленияФото городаLinksЧатФорум

 

 

Декоративное убранство.

Важнейшая часть павильона - орнаменты. Ни одно произведение каслинского литья не знало такого их богатства, сосредоточенного в одном объекте. Строки из одной статьи Баумгартена дают нам возможность судить, какое значение он придавал орнаменту. Орнамент, по его мнению, имеет задачу „разнообразить вид поверхности, давая глазу приятную игру линий, пятен или теней, орнамент, как само название подсказывает, призван украшать"33. Е.Е.Баумгартен твердо придерживался мысли о том, что богатство и разнообразие форм в искусстве черпаются только из реального мира, окружающего художника. „Растительный, животный мир, - пишет он, - минералы - все должно служить мотивом современному художеству"34. Но художник не просто повторяет природные реальные формы. „Всякий мотив, подмеченный чутким глазом художника, прежде чем появиться в том или ином произведении искусства, должен быть художником совершенно переработан, так сказать, очеловечен, индивидуально пересоздан наподобие творчества в природе"35.

В этих словах зодчего - ключ к пониманию характера и принципа построения декоративных мотивов павильона.

Е.Е.Баумгартен предложил каслинским мастерам сложный мир растительного орнамента. Каслинцам всегда была близка и дорога природа. Они с любовью воспроизводили ее в своих отливках: части деревьев, веточки, листья, трава постоянно встречаются в произведениях чугунной скульптуры, в создании которых они принимали участие. Достаточно назвать работы Н.Р.Баха36. Но раньше они отливали то, что видели вблизи себя, в родном уральском лесу. Теперь же нужно было нечто иное, пока еще малознакомое, однако мастера сумели понять замысел автора и передать таинственную прелесть сказочно-фантастических трав.

Мотивы природы господствуют в замысле Баумгартена, даже птицы Гамаюн и Сирин изображены среди ветвей плодовых деревьев. Но поскольку в основе замысла архитектора лежал сказочно-легендарный мотив, то и трактовка растительных орнаментов приобрела фантастический характер: реальные растительные формы, подвергаясь определенной стилизации, приобретают чисто декоративный характер. Для автора главным была не натуральная правдивость, а подчинение изображения общему ритмическому и пластическому строю. Так, движение в орнаментах как бы повторяет вертикальные и горизонтальные членения павильона.

Сюжеты рельефов, мотивы узорчатого орнамента заимствованы Е.Е.Баум-гартеном, как уже говорилось, из искусства Древней Руси. Порой в лентах орнамента можно встретить отзвуки замечательной народной резьбы по дереву, неожиданно по-новому зазвучавшие в чугунном литье. По своему характеру рельефы различны. Преобладающим является низкий орнаментальный, но хорошо по контрасту с ним использованы и выразительность высокого рельефа, четкость силуэта резного черного ажура. Спокойная гладь чугуна соседствует с пышным парчовым орнаментом. Мотивы декоративных рельефов разнообразны не только по лепке, но и по сюжету. Многообразно использованы в декорировании павильона мотивы фантастических драконов, птиц, необыкновенных рыб. Так, выступы перед входами поддерживаются чугунными рыбами с ясно очерченными реалистическими головами, туловищами, плавниками, распластавшимися по полу, но с какими-то причудливо стилизованными хвостами в виде декоративных розеток. Ажурные кронштейны завершаются фигурками маленьких драконов, словно летящих в воздухе. Иначе выглядит их изображение над центральным входом: два огромных дракона сцепились в смертельной схватке. И наконец по углам павильона вверху даны хищные морды драконов, будто вылетающих из своего страшного заколдованного замка.

Ряду этих изображений присуща определенная динамика, вносящая необходимую разрядку в парчовую ткань стен. Но объемные изображения птиц, драконов размещены главным образом в верхней части павильона и не вступают поэтому в пластический спор с камерной круглой скульптурой, экспонируемой в павильоне.

Крупные, ритмично повторяющиеся рельефы посвящены двум сюжетам. Одни изображают чугунные ладьи, которые гордо поднимают украшенные причудливой резьбой носы. Попутный ветер надувает их паруса, и они бесстрашно плывут по' чугунным волнам на фоне желтого бархатного неба. Дружные весла врезываются в упругие чугунные волны, бьющиеся о поросший травами и деревьями берег. Этот рельеф вставлен в тяжелую, тронутую рисунком чугунную раму. Ее массив ясно выделяет находящийся слева плетеный орнамент из сказочных дурман-цветов.

Один из замечательных рельефов изображает сказочных вещих птиц Радости и Печали, чьи образы столь часто встречаются в русском народном творчестве. Они сидят среди ветвей сказочного дерева.

Птица Радости вся устремилась вверх, к свету: голова ее чуть запрокинута, рот полуоткрыт, улыбка тронула губы, взмахнули крылья, словно перед радостным полетом. И в движении крыльев, головы, шеи, выражении лица-во всем заметно напряженное, но радостное чувство. Птица Печали склонила голову, увенчанную короной. Длинные волосы струящейся волной упали на обнаженные плечи. Из-под крыла, чуть прикрывшего скорбную голову, смотрят страдающие глаза. Она вещает и поет,

Лица женщин-птиц полны искренности переживаемых чувств. Они естественны и правдивы, как лица реальных женщин. Это ощутимо в очертаниях их лика, во взгляде, движении. Перья, не скрывая женственной пластики их тел, приобретают сдержанную декоративность, не мешающую главному - пленительной красоте образов.

Горельеф хорошо скомпонован. Едва уловимая вытянутость его по вертикали удачно гармонирует с сюжетом рельефа, движением птиц38. Густые тени, рожденные и брошенные высоким рельефом на золотой фон, вечный в своем нетленном сиянии, выявляют страстную напряженность тел. Рельефы с вещими птицами окружены чисто орнаментальными мотивами, что усиливает их образно-поэтическое и пластическое значение в декоративной композиции, из которой они выделены строгой чугунной рамой. Вместе с тем эти рельефы своим внутренним настроением органически связаны с убранством павильона.

Тема рельефа вызывает в памяти известную картину В.М.Васнецова, который в свою очередь почерпнул этот мотив из народных лубочных картинок.Детали павильона привлекают не только своей сюжетной занимательностью, но и безукоризненным мастерством каслинских литейщиков. Здесь как в фокусе отразилось все их искусство: умение прочувствовать пластику высокого рельефа, выразительно передать смело очерченный силуэт, сохранить в чугуне изящество неглубоких, будто слегка намеченных, изображений.

 

 

[Home][История города][Худ. Литье][Объявления][Фото города][Links][Чат][Форум]

Кто может, хочет и знает как помочь в создании сайта стучите в асю 341-658-748 или MAIL

Хостинг от uCoz