Автор проекта и замысел.
История городаХуд. ЛитьеОбъявленияФото городаLinksЧатФорум

 

 

Автор проекта и его замысел.

Кто же был автором проекта замечательного чугунного павильона и каков был его замысел?

Автор проекта - архитектор Евгений Евгеньевич Баумгартен (1866-1919). Родился он в семье генерал-майора, директора Первой Санкт-Петербургской военной гимназии22. В 1884 году окончил полный курс Первого кадетского корпуса и на следующий год подал заявление о принятии его в архитектурные классы Академии художеств, куда и был зачислен в августе 1885 года. Учился Баумгартен в академии довольно успешно: в 1889 году он получил золотую медаль второго достоинства за выполнение конкурсной программы „Проект посольского дома". В 1891 году окончил академию и ему было присвоено звание классного художника.

Наиболее интересны и заслуживают внимания работы Е.Е. Баумгартена в смежных областях искусства: эскизы для декоративно-орнаментальной парчи23, проекты медалей к 100-летию Института инженеров путей сообщения24 и другие. К монументальной пластике относится его работа над памятником на могиле В.Ф.Геберцетель (1913)25.

Е.Е. Баумгартен был человеком широко образованным, прекрасно разбирающимся в архитектурных направлениях и стилях, склонным к теоретическим обобщениям. Его взгляды формировались в сложный период развития художественной культуры России на рубеже двух исторических эпох. Архитектура России начала XX столетия отмечена новыми художественными качествами в сравнении с прежними десятилетиями. Но путь ее развития был далеко не прост и не ровен26. Отметим лишь некоторые стороны этого процесса, помогающие нам лучше понять художественную природу Каслинского павильона. Так, нельзя не обратить внимания на то, какое большое место в архитектурной практике России 90-х годов занимает эклектичность. Особый интерес архитекторы проявляли к декорировке фасадов зданий, что нередко противоречило назначению сооружения. Разрыв между утилитарностью здания, конструкцией и усложненной декоративностью наглядно продемонстрировала Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде 1896 года. Именно в 90-е годы XIX века возрастает пышность архитектурных декоративных форм, хотя все сильнее звучат и голоса, требующие рационального начала в архитектуре. В эти годы в новом варианте получают популярность формы древнерусского искусства, так называемого „новорусского" стиля, усиливается тяготение к широкому использованию монументальнодеко-ративных форм в архитектуре. В этом отразилась общая направленность русской художественной культуры того времени, стремление к единению разных видов искусства. Над проблемами декоративно-прикладного искусства работали крупнейшие художники России В.Васнецов, К.Коровин, С.Малютин, архитектор А. Щусев и другие. Сказанное выше, как нам кажется, исторически объясняет своеобразие стилистики Каслинского чугунного павильона.

Взгляды Е.Е. Баумгартена на актуальные проблемы архитектуры, неоднократно им высказываемые, заслуживают нашего пристального внимания: они не могли не сказаться на его работе для Каслинского завода. Его доклады, выступления в печати рисуют нам человека, старающегося утвердить новое направление в русской архитектуре и понимающего необходимость дружной совместной работы зодчего и художника27.

Особое значение в этой связи приобретает оценка Е.Е. Баумгартеном роли материала в архитектуре и декоративной пластике. "Необходимо, - говорит он, - обратить внимание на характерные особенности всех имеющихся у нас строительных материалов". Он считает, что каждая форма требует своего материала и, наоборот, материал активно влияет на форму произведения. Нарушение этой закономерности - свидетельство снижения уровня архитектуры и художественной промышленности. Вообще следует подчеркнуть, что проблемам развития художественной промышленности он постоянно уделяет внимание, считая губительным то небрежение, которое проявляется к ним в России.

Е.Е. Баумгартен еще в 1895 году побывал в Швейцарии, где изучал преподавание декоративно-прикладного искусства в художественно-промышленных школах. Он с удовлетворением отмечает, что на рубеже XIX-XX веков искусство "сошло с своего пьедестала и, вложив душу в омертвелую художественную промышленность, подняло ремесло на уровень искусства"28. Эти слова сказаны Е.Е. Баумгартеном в 1903 году, когда за его плечами уже стояли опыт работы над Каслинским павильоном и знание мастерства каслинских рабочих.

Он выступает в своих статьях с требованием самостоятельности и самобытности каждого художника: "Если искусство было вялым и бесцветным, это объясняется отсутствием самостоятельности в художниках и буржуазностью отношения их к искусству".

Получив заказ от владельцев завода на создание павильона к Всемирной выставке в Париже, Баумгартен решил использовать для него декоративные формы древнерусского искусства, Византии, как отмечал это журнал "Искусство и художественная промышленность": "Кыштымские горные заводы приготовили к отсылке на Парижскую Всемирную выставку довольно большое число вещей чугунного литья. Особое внимание обращает на себя громадный чугунный павильон в византийском стиле. Очень тонко и художественно сделаны различные орнаменты, рельефно выделяющиеся на золотистой дублировке этого сооружения".

Чем же объясняется, что архитектор решил обратиться именно к традициям древнерусского искусства?

Следует прежде всего отметить, что художественно-образный строй баум-гартеновского павильона прочно связан с тем интересом к древнерусскому искусству, народному творчеству, который, как об этом говорилось выше, был характерен для России 900-х годов.

Другой причиной, в известной степени объясняющей стилистический выбор архитектора, явилось нечто общее для всего русского отдела на Всемирной выставке, где многократно варьировались формы искусства Древней Руси 31. Нельзя забывать также о том, что и в павильонах других стран на выставке тоже наблюдалось неоднократное, как указывалось, обращение к минувшим векам национального искусства.

Эти формы, характерные для пройденных этапов архитектуры и строительства у различных народов, должны были подчеркнуть утверждающую силу, поступательное движение вперед нового, XX столетия. Размышляя над эскизом будущего павильона, Баумгартен вынужден был учитывать не только его художественное звучание, но и утилитарное назначение.

Во-первых, павильон служил тем центром, вокруг и внутри которого располагалась продукция Каслинского завода - от ,,чистого" чугуна до изящной статуэтки. Для этой цели должны были быть организованы полочки, выступы, постаменты, на которых могли бы располагаться заводские изделия. Эта задача была выполнена архитектором с учетом общего декоративного решения, в котором растворилась расчетливая утилитарность. Во-вторых, сам павильон должен был демонстрировать перед заинтересованным зрителем пластические возможности каслинского чугуна, безграничное мастерство формовщиков и чеканщиков. Для этого Баумгартен предоставил все возможности. Он включает в убранство павильона: чистые и гладкие, как черное зеркало, цельные поверхности; четкие грани профилей; выразительность объемов круглой скульптуры; чеканность плоских ажурных рельефов; живописную игру света в горельефах и т.д.

Решая эти практические задачи в едином объеме павильона, он создал, по сути дела, целую энциклопедию чугунного художественного литья. Им прекрасно использованы выразительные и эмоциональные возможности игры ярких световых бликов и теней. Он сам писал так: „Выразительность художественного замысла зависит от удачного распределения масс и светотени; лишь они дают декоративность".

Нельзя не задуматься над теми возникшими сложностями, которые стояли перед Е. Е. Баумгартеном. Создавая уникальный, интересный проект, он обязан был освоить особенности и возможности чугуна как пластического материала, технологию художественного чугунного литья, русские образцы которого он не мог не знать.

 

 

 

[Home][История города][Худ. Литье][Объявления][Фото города][Links][Чат][Форум]

Кто может, хочет и знает как помочь в создании сайта стучите в асю 341-658-748 или MAIL

Хостинг от uCoz