|
|
|
|
[Введение]
[Касли] [Рождение павильона] [Огни Парижа] [Судьба павильона] [Автор проекта и замысел.] [Мастера] [Композиция] [Декоративное убранство] [Скульптура "Россия"]
|
Рождение павильона.. Наряду с мелкой камерной скульптурой в Каслях отливалось издавна и различное архитектурное литье: решетки, садовая мебель, камины. Они были разнообразны по формам, но одинаково хороши по мастерству выполнения. Архитектурное литье каслинских мастеров подготавливает нас к встрече с чугунным павильоном, созданным на заводе в 1896 году. Он был отлит для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде по проекту А.И.Ширшова5. Архитектор Александр Иванович Ширшов после окончания учебы в Академии художеств поселился в Нижнем Новгороде, поэтому вполне естественно, что, готовясь к выставке, заводское начальство обратилось к нему с предложением представить проект павильона. Выполнив проект, архитектор побывал и на заводе6. Павильон на Нижегородской выставке представлял собою сложное сооружение. До нас дошли только фотографии, поэтому в полной мере судить о его художественной ценности не представляется возможным. В основе своей он, видимо, представлял куб с боковыми ответвлениями, увенчанный прозрачным чугунным орнаментом. Павильон отделяли от зрителя горизонтальные чугунные полосы, составляющие своеобразную чугунную ограду. Между ней и павильоном были расставлены садовые кресла, диваны. Перед главным фасадом стояли двухколонные портики, поддерживающие антаблемент павильона. Колонны соединялись с его стенками ажурными кронштейнами. В стенах павильона, представляющих собою чугунные орнаментированные плоскости, состоящие из отдельных сегментов, были образованы ниши, имеющие рокайльные завершения, в которых размещались скульптуры. Станковые скульптуры стояли и у входа. Там находилась, например, композиция Ф.Каменского „Девушка, выжимающая подол платья" („Девочка-грибница' У. Драпировки, играя определенную роль в оформлении ниш и входа в павильон, не влияли, однако, сколько-нибудь значительно на весь его образный строй. Углы были фланкированы чугунными торшерами, освещавшими павильон снаружи8. Опыт создания павильона - выставочной витрины - оказался тогда очень удачным. На страницах архивных дел можно найти скромные, но весьма красноречивые строки: „Особое внимание посетителей обращал на себя павильон Кыштымских заводов"9. Он и стал своеобразным предком впоследствии знаменитого Каслинского чугунного павильона 1900 года. Шли последние годы уходящего в прошлое XIX столетия. Страны мира готовились к международной выставке, которая должна была состояться в Париже в 1900 году. Готовились к ней и на далеком от шумного Парижа Урале. Многочисленные заводы стремились показать на выставке лучшие образцы своей продукции; рудники, шахты старались представить неисчерпаемые богатства уральских недр. Готовился к выставке и Кыштымский горный округ, куда входил Каслинский завод. Подготовка к выставке в Каслях началась еще в 1898 году. Прежде всего возник вопрос о том, как показывать заводскую продукцию: в русском отделе явилась „необходимость обособленных выставок"10. По имевшемуся уже на заводе опыту вначале предполагалось выставить ее в том же павильоне, что и в 1896 году. Однако использовать его оказалось невозможным. Управляющий заводами Кыштымского горного округа писал 15 мая 1898 года: „На Всемирной выставке в Париже в 1900 году предложено отвести место для Уральских горных заводов 100 квадратных сажен. Витрина, бывшая на Нижегородской выставке, занимает площадь 20 квадратных сажен, а поэтому вряд ли может быть поставлена"11. Изменившийся характер экспозиционной площади потребовал создания павильона нового масштаба и формы. Проект его было решено заказать архитектору Е.Е.Баумгартену. По всей вероятности, проект был выполнен архитектором в 1898 году, так как значительное количество многочисленных деталей павильона помечено именно этой датой. Большая, трудоемкая работа продолжалась и в 1899 году. Завершение павильона следует, пожалуй, датировать концом 1899 года, так как уже в январском номере журнала „Искусство и художественная промышленность" за 1900 год указывается, что работы по павильону завершены12. Павильон был закончен к сроку, детали аккуратно упакованы, и началось его путешествие с тихих берегов Каслинского озера в шумную столицу Франции. Вслед за павильоном в Париж отправились каслинские мастера. Они должны были там, на месте, установить чугунный павильон. Привезенные детали собирались в Париже на специально изготовленном каркасе. Для Парижской выставки на заводе было немало отлито в чугуне и произведений французских скульпторов: изящная „Мария-Антуанетта" Буреля, бесстрашная „Жанна д'Арк" Маро, стремительно летящий „Меркурий" Жана Болена и другие, вошедшие в ассортимент выпускаемых изделий. |
|
|