|
|
|
|
[Введение]
[Касли] [Рождение павильона] [Огни Парижа] [Судьба павильона] [Автор проекта и замысел.] [Мастера] [Композиция] [Декоративное убранство] [Скульптура "Россия"]
|
Судьба павильона. Но вот погасли огни Всемирной выставки, и снова детали павильона были упакованы, и снова они были в пути, но на этот раз из Парижа на Урал. А затем... они были свалены на заводском дворе как ненужный лом. Это варварское обращение с шедевром русской художественной промышленности, созданным руками народных умельцев-рабочих, показывает истинное лицо владельцев завода, относящихся к искусству и мастерству рабочего человека как к своеобразному средству рекламы: черный чугунный красавец сделал свое дело - привлек внимание к хиреющим Кыштымским заводам, теперь он мог уйти в небытие. Он стал не нужен. Только после Великой Октябрьской социалистической революции детали павильона были переданы в Свердловский краеведческий музей, где попытались его собрать. Однако это удалось сделать лишь частично. В 1936 году в Свердловске была создана картинная галерея и вся художественная коллекция музея, в том числе и Каслинский чугунный павильон, была передана ей. Картинная галерея неоднократно пыталась восстановить уникальное произведение уральских народных мастеров, но эти попытки не увенчались успехом. В 1949 году по приглашению галереи приехали начальник участка цеха каслинского художественного литья С. Гилев и мастер А. Блинов. Они кропотливо разобрали все детали, скомпоновали примерно даже отдельные фрагменты. Было выяснено, что многие детали за время странствий были утеряны и что требуются большие реставрационные работы. Эти работы представляли большие трудности, так как резная деревянная модель на заводе не сохранилась, не осталось также никаких рабочих чертежей и рисунков. Все это создавало довольно неясные представления о возможности восстановления чугунного павильона. Однако судьбой павильона заинтересовались свердловские партийные и советские организации. При их помощи и поддержке, при самом горячем участии Каслинского завода, самих мастеров начались интенсивные работы по восстановлению павильона. Огромную кропотливую работу пришлось проделать каслинским мастерам под руководством Семена Михайловича Гилева - подлинного энтузиаста художественного литья. По фотографиям, отдельным сохранившимся в галерее деталям, по вновь созданным моделям они отформовали недостающие звенья великолепного убранства павильона. Двадцать мастеров - сборщиков, чеканщиков, формовщиков, модельщиков, литейщиков, маляров и других - трудились над восстановлением павильона. А затруднений было много. Так, новые отливки, повторяющие сохранившиеся детали, должны были быть не только точно такого же рисунка, но и размера. Пришлось поэтому делать специальные ,,наделки", чтобы при отливке усадка металла была скомпенсирована. Благодаря этому новые отливки имели такие же размеры, как и старые детали. Особую трудность представляло воссоздание деталей, которых не было вообще среди сохранившихся в галерее (двуглавый орел, филин, отдельные орнаменты и др.). Под руками у мастеров были лишь старые, хотя и хорошо сохранившиеся фотоснимки павильона; получить необходимый дополнительный иконографический материал в заводских условиях было трудно. Всю основную работу по формовке недостающих деталей выполнили формовщики П. Дунаев, В. Чиркин, Т. Паниковская. Вместе с форматором В. Савиновым они много труда положили на то, чтобы отлить, например, такие детали, как фирменные вывески. Детали, отлитые в 1957 году, ничем не уступают рожденным почти 60 лет назад: так же чеканно ясны их профили и силуэты, с такой же тонкостью воспроизведены в чугуне все капризные переходы формы. Внуки каслинских мастеров оказались достойными своих дедов: их руки обладали такой же чудодейственной силой, присущей каслинцам, способной оживить неподатливый, грубый чугун, превращая его в благородный материал, призванный служить искусству. Чеканщик В. Овчинников вместе с А. Блиновым монтировал из отдельных деталей целые стены павильона, руководствуясь при этом только одними фотографиями. Все это было далеко не легким делом, как может показаться сейчас, когда мы восхищенно рассматриваем павильон. Отдельные детали приходилось во время их восстановления неоднократно переделывать. Так, например, было с первой колонкой. Из-за неточности фотографии нельзя было сразу восстановить характер ее рисунка. Вначале ее собрали как четырехугольную, и только после неоднократной сборки и разборки удалось установить первоначально существовавшую восьмигранную форму. Если же сказать, что число вновь отлитых деталей превысило тысячу, то станет ясно, как трудоемки были реставрационные работы. При сборке и компоновке фрагментов отдельных узлов, особенно первых, также случались частые переделки, так как порой при дальнейшей сборке некоторые детали не подходили, и всю компоновку приходилось по нескольку раз начинать с начала. Павильон был собран вначале на заводе на деревянном каркасе, затем снова размонтирован, перевезен в Свердловск в картинную галерею, и уже здесь началась и была проведена окончательная сборка. На основании сохранившихся документов и воспоминаний старых каслинских мастеров был подобран бархат: на золотом фоне хорошо выделялась красота густого черного цвета узоров; красный бархат вносил торжественность. Были приглашены специальные драпировщики, уложившие мягкую бархатную ткань в покорные льющиеся складки. Вся сборка павильона в картинной галерее, как и ранее на заводе, производилась на деревянном каркасе, что значительно облегчало монтировку деталей. Вокруг каркаса были установлены специальные строительные леса, за которыми даже опытному глазу было крайне трудно, почти невозможно угадать будущие очертания чугунного шедевра. И вот наконец настало долгожданное время, когда в самом просторном зале Свердловской картинной галереи, сбросив грубую одежду деревянных лесов, как бабочка тусклые одежды личинки, горделиво возвысилось прекрасное чугунное сооружение.
|
|
Кто может, хочет и знает как помочь в создании сайта стучите в асю 341-658-748 или MAIL |